Рейтинг@Mail.ru

Зависимость от социальных сетей и ее последствия. Мнение социолога

zavisimost_sociologiaЗависимость от социальных сетей в легком ее проявлении в современной науке именуется «интенсивной интернет-коммуникацией». Сегодня это явление исследуют не только психологи, но и социологи, поскольку пагубное действие наблюдается как на душевное состояние личности, так и на ее способности быть полноценным членом общества. Что же думают социологи? Какой вред социальные сети несут с данной точки зрения?

Для начала небольшая ремарка. Сегодня мы ознакомимся с основными идеями исследования Д.Н. Карповой (МГИМО) «Интернет-коммуникация: новые вызовы для молодежи». Точнее, с интереснейшей ее частью «Возможные социально-психологические деформации молодежи под влиянием интенсивной интернет-коммуникации».

Конечно, под понятие «интернет-коммуникация» можно отнести и общения в чатах, на форумах и даже в комментариях под статьями на сайтах. Но очевидно, это эти площадки если не отмирают, то зависимости не вызывают точно.

Вред социальных сетей с точки зрения социологии:

  1. Теряется связь с реальной жизнью. В первую очередь, это проявляется в эскапизме (бегстве от действительности, в нашем случае – в виртуальный мир). Также следует отметить идентификацию себя с образом, созданным в социальной сети и отличающимся от реального психологического портрета. Таким путем происходит отказ от собственного «Я».
  2. Страдает межличностное общение. Во-первых, подросткам становится легче общаться в социальной сети, чем в реальной жизни. Во-вторых, они больше времени проводят с виртуальными друзьями, чем с членами своей семьи (даже беседы за столом становятся невозможными, когда ребенок не отрывается от смартфона).
  3. Нарушается познавательная деятельность. Подростки начинают воспринимать социальные сети как единственный источник информации – полный и, что самое страшное, достоверный и авторитетный.
  4. Претерпевает изменение процесс социализации. Влияние на ребенка семьи, школы и даже друзей снижается, если он много времени проводит в социальных сетях. Соответственно, передача ценностей, традиций, культуры также происходит лишь в виртуальном пространстве. Получается поколение, воспитанное единственным информационно-коммуникационным ресурсом. А что прививает этот ресурс детям и подросткам – это уже отдельная тема.

Таким образом, автор отмечает появление социально-психологических деформаций от длительного пребывания в социальных сетях.

Полная версия исследования была опубликована в №5 «Вестника МГИМО» 2013 года.

 

Предупреди тех, кто в опасности ↓

Оставить комментарий